Прекращение правовой охраны известного товарного знака не влечет автоматическое разрешение другим лицам на регистрацию аналогичного обозначения

Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 августа 2025 года № СИП-44/2025

Суды отклонили заявление юридического лица о признании незаконными решений Федеральной службы интеллектуальной собственности (Роспатента), которыми было отказано в регистрации товарных знаков «Dr Pepper» / «Др Пеппер» в отношении безалкогольной продукции.

Причина отказа заключалась в том, что заявленное обозначение ранее принадлежало иностранной компании, прекратившей деятельность на территории Российской Федерации, и входило в ассортимент товаров группы компаний Coca-Cola. Продолжающееся использование данного наименования после прекращения официальной коммерческой активности иностранца могло бы ввести потребителей в заблуждение относительно истинного происхождения продукта.

Суд отметил, что прекращение хозяйственной деятельности правообладателя само по себе не ведет к утрате узнаваемости товарного знака среди потребителей. Напротив, широкая известность товарного знака способствует сохранению устойчивых ассоциативных связей в сознании потребителя даже после ухода оригинального владельца с рынка. Согласно представленным социологическим исследованиям, значимая доля респондентов продолжает ассоциировать указанное обозначение именно с продукцией Coca-Cola.

Кроме того, судом установлено, что целью регистрации рассматриваемого обозначения заявителем являлось приобретение исключительных прав на известный бренд исключительно в целях извлечения выгоды путем присвоения чужой деловой репутации и мирового признания, что квалифицируется как недобросовестное поведение и злоупотребление правами. На момент подачи заявки заявитель выступал в роли неофициального импортера данной продукции и не являлся производителем аналогичных товаров, зарегистрированных под собственным брендом.

Таким образом, суд признал правомерность действий Роспатента и подтвердил невозможность регистрации похожих до степени смешения обозначений иными лицами вследствие наличия широко известной ассоциации между товарным знаком и конкретным иностранным владельцем.